Геополитика

Исламская иммиграция как фактор формирования культуры: опыт Франции и России

Андержанова Г.В., Афанасьева В.А., студентки МГЛУ

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господний суд.
Но нет Востока и Запада нет, что племя, родина род,
Когда сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает

Р. Киплинг
«Баллада о Востоке и Западе»

Иммиграция является одним из самых ярких феноменов современности. Мы предлагаем обратить ваше внимание на исламскую иммиграцию. Именно эта тема является одной из самых дискуссионных в последнее время, кроме того, она актуальна для многих стран мира, в том числе и для нашей страны. Однако, несмотря на такое внимание, много вопросов остается нерешенными. Два наиболее изучаемых аспекта исламской иммиграции - политический и экономический. В то время как общественность активно обсуждает проблему исламского экстремизма и возможного экономического кризиса, связанного с нехваткой рабочих мест, мало кто из исследователей придает значение культурному аспекту данной проблемы. В нашей статье именно эта тема и будет освещена на примере таких стран, как Франция и Россия.

Под иммиграцией мы подразумеваем въезд граждан одной страны в другую на временное или постоянное проживание. Согласованное в международном масштабе определение называет иммигрантом того, кто, прожив в другой стране, по крайней мере, год, объявляет о намерении остаться как минимум еще на такой же срок.

Мы рассмотрим только тех иммигрантов, которые намерены проживать в стране постоянно. Это связано с тем, что изучаемая нами проблема актуальна в большей мере для этой группы мигрантов. Подобные иммигранты не преследуют сугубо экономические цели (заработать денег и вернуться на Родину), но и стремятся стать членами нового для них общества, интегрироваться в него.

Что мы подразумеваем под понятием «интеграция»? Интеграция - процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов. В результате интеграции индивид испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений и т. д.

Перейдем к рассмотрению исламской иммиграции во Франции, а точнее, ее культурного аспекта. Франция является страной массовой иммиграции, иммигранты несут свою культуру, основанную на исламе, который затрагивает практически все стороны жизни людей. Семья и религия являются стержнем в арабском обществе. Кроме того, силу ислама можно наблюдать не только в мусульманском обществе, но в европейском, в частности, в культуре современной Франции. В доказательство можно привести следующие тенденции.

I. В сфере музыки.

Неоспоримо, что французская музыка всегда была одной из самых популярных в мире. Эту тенденцию можно проследить с XVI — XVII века, ко-гда крупнейшие французские композиторы создавали свои шедевры, составляющие золотой фонд классической музыки и сегодня.

Теперь предлагаем обратиться к современной французской музыке. Конечно, как и в любой стране, во Франции сегодня существует огромное количество музыкальных направлений, среди которых можно выделить музыку раи.

Раи (raï, راي) - музыкальный стиль, сочетающий современные западные ритмы с традиционной арабской музыкальной линией. Слово راي в переводе с арабского языка означает «взгляд, мнение, точка зрения».

Раи первоначально возник на северо-востоке Алжира, позже получил широкое распространение по всему миру. Самые известные исполнители раи живут в эмиграции, чаще всего во Франции, где число переселенцев из стран Северной Африки довольно велико.

У истоков раи стоят древние религиозные традиции. Основная тема этой музыки остается неизменной и по сей день - это трудности повседневной жизни, все ее аспекты, от религии до политики.

Особый этап в развитии музыки раи наступил с началом массовой эмиграции жителей Северной Африки во Францию. Их музыка очень популярна среди эмигрантов, поскольку многие песни посвящены тем трудностям, которые приезжим приходится преодолеть в чужой для них стране.

Музыка в стиле раи получила за пределами своей родины самую большую популярность по сравнению с другими направлениями арабской музыки. Можно вспомнить, к примеру, популярность песни «Аиша», в Европе и в США.

II. В сфере моды.

Появились новые веяния в парижской моде, связанные с «мусульманизацией» традиционной Haute-couture. Дизайнеры обратили свои взгляды на восток, на культуру ислама. Уже никого не удивляет, если на неделе моды в Париже модели на показах коллекций известных кутюрье выходят на подиум с лицами, закрытыми различными частями одежды. Наблюдается увеличение популярности арабского типа внешности, именно девушки арабской внешности побеждают на конкурсах красоты по всей Европе. Однако, если лица, закрытые платками, все же воспринимаются как экзотика, то брюки и юбки на бедрах уже являются неотъемлемой частью гардероба современной женщины. Этим мы обязаны Востоку. Открытый живот - стиль восточных танцовщиц. И, кроме того, одежда такого покроя зрительно удлиняет торс и укорачивает ноги, что свойственно комплекции восточных женщин.

III. В сфере религии.

В последние годы во Франции сложился феномен обращения в ислам молодежи, не имеющей национальных корней в мусульманских странах. По статистическим данным, за последние годы в стране приняли ислам более 60 тыс. французов. Стоит отметить, что они во многих аспектах намного внимательнее к исламу, к его требованиям и традициям. Таким образом, они явля-ются подчас даже более верными приверженцами ислама, чем те, кто получил эту религию с рождением.

Число мечетей и мусульманских центров, возведенных во Франции за последние 30 лет, превышает количество католических церквей, построенных здесь за весь последний век. В настоящий момент во Франции действует более 1500 мечетей.

Новообратившиеся мусульмане имели различные мотивы. Например, одним из таких мотивов является желание вступить в брак с мусульманином или мусульманкой, так как религия последних запрещает женщинам вступать в союз с мужчиной иной религии. Молодежь же с городских окраин, где оседают мусульмане, порой делает этот шаг, чтобы сблизиться со сверстниками.

IV. В сфере языка.

Также наблюдается, широкое распространение арабского языка; арабский язык уже занимает во Франции 2 место по распространенности в повседневной жизни после французского. Он преподается как в начальной школе, так и в вузах.

V. В сфере искусства.

Французы уделяют повышенное внимание искусству мусульманских народов; в 1987 году был открыт Институт арабского мира, задачей которого явилось углубление в стране знания арабской культуры; в Лувре открылась выставка, посвященная искусству арабского мира.

Однако мы можем проследить влияние мусульманской культуры на европейскую не только на примере современности. Одним замечательным примером из истории искусства может послужить архитектурный стиль готика, возникший в XII — XIII веках. Это направление, чьей родиной является Франция, является главным и несомненным подтверждением влияния арабского зодчества на архитектуру Европы. Европейские зодчие переняли у арабов достижения конструктивных систем (основными элементами таковых были различные виды арок). Готика как стиль была порождением совокупности ряда архитектурных достижений, как арабских народов, так и народов Европы. Итак, можно сказать, что готика представляет собой синтез европейско-арабской культуры.

Иными словами, то, что происходит сейчас во Франции, можно охарактеризовать как аккультурацию, то есть процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технологии, образцы поведения, ценности чужой культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям.

Что же происходит в России?

Известно, что масштаб иммиграции, в том числе и исламской, в нашу страну достаточно велик, однако картины, подобной французской, мы не наблюдаем.

Почему же так происходит?

Для понимания причин это явления, мы предлагаем рассмотреть понятие субкультуры и ее функции.

Субкультура - система убеждений, ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определенной культуры.

Вопреки очень частому представлению, субкультура не является деструктивным элементом общества, а скорее наоборот. Она выполняет множество функций, среди которых можно выделить следующие:

1. Функция кадровой ротации.
2. Сигнальная функция.
3. Функция идеологического развития.

Особого внимания заслуживает функция кадровой ротации.

Культура общества постоянно находится в динамике, без этого ее существование было бы невозможно. Общество развивается, изменяется и, чтобы соответствовать его требованиям, культура должна также меняться. Научно-технический прогресс меняет ценности человечества, и уже завтра те, кто управляет сегодня, не смогут соответствовать изменившимся потребностям общества. Каждый день нужны новые люди, новые идеи, новые методы. И их источником является именно субкультура. То, что не принимается обществом сегодня, завтра будет именно тем, в чем оно нуждается. Субкультура с ее инновативными идеалами обеспечивает общество ресурсами для дальнейшего его развития. Иными словами, мы приходим к выводу, что задача субкультур состоит не в полном свержении классических ценностей, но в обличении их в новые формы, более соответствующие ожиданиям общества.

Что касается субкультуры иммигрантов, то наиболее сильно и ярко она проявляется в этнических анклавах, изолированных от внешнего мира сообществах, члены которых стремятся поддерживать обычаи и традиции своей культуры. Как мы знаем, подобные образования многочисленны во Франции, но ситуация в России иная. Однако следует отметить, что в России существуют различные национальные общины, но анклавами их назвать нельзя.

Почему же так происходит? Главной движущей силой, формирующей «этнические кварталы», являются сами иммигранты, стремящиеся к адаптации и решению психологических проблем. Естественно, эти потребности вместе со свойственными востоку клановыми и отношениями и приводят к территориальному обособлению. Почему же в России не наблюдается процесс «геттоизации»? Существуют объективные причины для объяснения данной ситуации.

Исламские иммигранты в России - это бывшие жители СССР. Из-за схожести исторических судеб этническая идентичность уступает политической и территориальной. Значительное число иммигрантов не желает внутренне признавать факт своей чуждости в бывшей столице СССР и сохраняет реликтовую советскую идентичность. Этим можно объяснить тот факт, что представители всех значимых этнических групп в первую очередь ощущают себя как россияне, а лишь во вторую очередь - как представители своей этнической группы.

В России ислам традиционно ассоциируется с мусульманским Востоком, который и представляет собой нечто загадочное, но является соседом, а значит, «своим».

Другую причину можно найти в экономической стороне жизни, точнее, рынка жилья. Для сегодняшнего иммигранта этот фактор является более сильным, чем фактор семейно-родственных отношений. Последний является основным каналом, обеспечивающим компактное проживание той или иной этнической группы, однако влияние этого фактора перекрывается трудностями найти жилье в определенной части города, в определенном районе, что и предотвращает образование территориальных анклавов.

Таким образом, субкультура иммигрантов в России не достигает такой сплоченности и силы, как во Франции, и, соответственно, функция кадровой ротации, выполняется во Франции и не выполняется в России. Именно это и определяет тот факт, что культура Франции находится под сильным влиянием со стороны субкультуры иммигрантов, тогда как в России подобного явления не наблюдается.