НПО-дипломатия

Тезисы выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на встрече с представителями российских неправительственных организаций международной специализации,Москва, 23 марта 2011 года

Уважаемые коллеги, друзья,

Рад приветствовать представителей ведущих российских НПО, вовлеченных в сферу общественной дипломатии. Наши традиционные ежегодные встречи предоставляют хорошую возможность для открытого и, убежден, взаимополезного обмена мнениями по всем аспектам взаимодействия, «сверки часов» в отношении приоритетов совместной работы на перспективу.

 

Сотрудничество с НПО – фундаментальная задача для Министерства. Это вопрос масштабов и качества нашего присутствия на международной арене в таком перспективном измерении, которое называется глобальным гражданским обществом. Более того, это отвечает тенденциям нашего внутреннего развития. Как отмечал Президент Д.А.Медведев на совещании с российскими послами и постоянными представителями в июле прошлого года, народная дипломатия должна быть современной, конкурентоспособной и многовекторной. Внешняя политика «на общественных началах» сегодня – это в первую очередь свободное распространение идей, их взаимовлияние и конкуренция.

На наших предыдущих встречах мы предметно обсуждали базовые аспекты общественной дипломатии. Сегодня хотелось бы вместе проанализировать «активы» нашего взаимодействия, подумать над тем, что можно было бы предпринять для более эффективного задействования имеющихся возможностей и поиска новых сфер совместного приложения усилий.

Важнейшим инструментом в этой связи для российской дипломатии призвана служить Программа эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития Российской Федерации, одобренная Президентом России 30 сентября 2010 г. Приглашаем представляемые вами НПО к участию в реализации отдельных ее положений, в том числе с использованием возможностей мирового НПО-сообщества и неправительственных сегментов международных организаций, в первую очередь ООН.

Сейчас многие идеи в международных делах инициируются и «обкатываются» на уровне политологических структур и неправительственных организаций. Нам надо присутствовать на всех этих уровнях, чтобы вносить свой вклад в выработку предложений, которые впоследствии вводятся в диалог политиков и, в конечном счете, в межгосударственный оборот. То есть экспертное сопровождение внешней политики – это по существу дополнительное поле для поиска решений внешнеполитических задач.

Именно исходя из этих соображений стремимся выстраивать работу МИД на НПО-направлении. В последнее время здесь происходят качественные позитивные подвижки. Энергично и с конкретной отдачей стали функционировать такие созданные сравнительно недавно структуры, как Россотрудничество и Фонд «Русский мир». На подходе – умножение их усилий по линии некоммерческого партнерства «Российский совет по международным делам» (РСМД) и Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова, которые представляют собой первые в новой России механизмы государственно-общественного партнерства в области внешней политики.

Хотелось бы более подробно обозначить свое отношение к задачам и модальностям работы этих структур. По сути, мы вступили в этап, когда масштабность процессов становления полицентричной мировой системы требует обновления инструментов внешней политики. Создавая Совет и Фонд, мы не собирались «отбирать хлеб» у кого бы то ни было. Это – системообразующие механизмы, предоставляющие «общую крышу» для наших ведущих политологических структур и НПО в сфере международных отношений. За счет формирования РСМД и Фонда имени А.М.Горчакова надеемся переломить ситуацию, когда лишь отдельные НПО международного профиля получают гранты за счет бюджетных средств. Исходим из того, что реализация проектов и программ того же Совета будет осуществляться не только за счет ассигнований из государственного бюджета, но прежде всего – спонсорских поступлений. И, естественно, в повестке дня деятельности МИД, который выступает учредителем или соучредителем этих организаций, было и остается сопряжение их работы с текущими и долгосрочными внешнеполитическими интересами страны.

  • Страницы:
  • 1
  • 2
  • 3