Информационные технологии

Американский фактор в арабских революциях:мобилизация протеста через публичную дипломатию и социальные сети. Часть 1

Революции в Тунисе и Египте, антиправительственные демонстрации в Марокко, Алжире, Бахрейне, Ливии и других странах Большого Ближнего Востока в конце 2010 – начале 2011 гг. поднимают вопрос о роли США в данных процессах.

Оказывало ли правительство США поддержку оппозиционерам в тех странах, где прокатилась волна протестов против правящих режимов? Готовили ли США революции в Египте и Тунисе? Или демонстрации являются результатом только внутреннего экономического и политического кризисов?

Чтобы корректно ответить на вопрос об участии правительства США в данных процессах, необходимо проанализировать эмпирические данные, которые относятся к взаимодействию между правительством США и представителями общества тех государств, где прошли революции. Данное взаимодействие осуществляется в рамках так называемой публичной дипломатии США. Такие ее программы как обучение отдельных групп населения и информационная пропаганда, осуществляемая через социальные сети как Twitter, радио и телевидение, имеют непосредственное отношение к вопросу о влиянии США на движения протеста в странах Северной Африки и Ближнего Востока.

В этой статье мы осуществим анализ программ публичной дипломатии США и их роли в создании протестного движения в странах Северной Африки и Ближнего Востока. В первой ее части мы проанализируем деятельность США в 2002-2009 гг. Именно в эти годы США инициировали многочисленные программы обучения и пропаганды, направленные на распространение о необходимости демократизации в странах Северной Африки и Ближнего Востока. Во второй части статьи будет представлен анализ программ публичной дипломатии США, которые осуществлялись при помощи социальных сетей в 2006-2011 гг. Именно в этот период правительство США стало активно развивать так называемую цифровую дипломатию (digital diplomacy) или Твиттер-дипломатию (Twitter diplomacy).

Формирование демократических аспираций у граждан стран Ближнего Востока правительством США, 2002-2009 гг.

Страны Северной Африки и Ближнего Востока стали мишенью американской публичной дипломатии после террористических атак 2001 г. До этой даты, правительство США проводило вялотекущую публичную дипломатию, направленную, в основном, против советского доминирования в регионе и на создание позитивного имиджа США. Однако на протяжении многих десятилетий США не удавалось справиться с появившемся в конце 1940-х гг. антиамериканизмом. Многие проекты в области продвижения американкой культуры, политических институтов отвергались элитами в арабских государствах, а необходимость сохранять дружественные отношения с влиятельными государствами как Египет или Саудовская Аравия, нефть и советский фактор заставлял правительство соглашаться на сворачивание многих и многих проектов публичной дипломатии в период «холодной войны». После окончания период противостояния финансирование программ публичной дипломатии было значительно сокращено, что заставило Госдепартамент свернуть те немногие программы в области информации, культуры и образования, которые работали в странах Северной Африки и Ближнего Востока, что значительно повлияло на развитие антиамериканизма в регионе.1

После событий 2001 г. США мобилизовали огромные финансовые ресурсы, создали порядка трехсот пятидесяти новых различных программ в области образования, культуры и информации для продвижения демократии и создания прослойки граждан в арабских странах, ориентированных на ценности и политику США. Все программы были объединены в масштабный проект под названием «Инициатива поддержки партнерства на Ближнем Востоке» (Middle East Initiative Partnership), который координируется из основного офиса в Госдепартаменте, а также из регионального, находящегося в Тунисе.2

В 2002 г. Госдепартамент четко обозначал цель данного проекта – осуществить демократические преобразования в таких странах региона как: Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Кувейт, Ливан, Марокко, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Тунис, ОАЭ, Палестинские Территории, Иран, Ирак и Ливия. Исходя из документов Госдепартамента, демократические преобразования должны были осуществиться при помощи следующих проектов: 1) изменение политического строя через создание партий, подготовку альтернативных политиков, эмансипацию женщин и формирование лояльной и демократически настроенной молодежи; 2) изменение экономического климата путем создания слоя бизнесменов и юристов, получивших «западное образование», а также изменения законодательства стран; 3) реформирование всей системы образования посредством расширения доступа женщин к образованию, ревизии учебных планов и обеспечения школ и университетов американскими учебниками.3

Все указанные проекты затрагивали определенную часть населения государств региона, которые проходили обучение как в США, так и у себя на родине и осуществляли проекты по созданию политических движений, профсоюзов, всевозможных женских организаций и т.д. Впервые за шестьдесят лет существования публичной дипломатии, США изменили целевую аудитории программ обучения, направленных на распространение принципов либеральной демократии: вместо действующей элиты и военных правительство США стало обучать молодежь до 25 лет и женщин. Кроме этого, Госдепартамент модифицировал тактику реализации программ: вместо поддержки политических режимов и армии, США стали создавать альтернативные партии, некоммерческие организации, реформировать системы образования. На протяжении многих десятилетий основными получателями американских программ обмена и обучения были представители правительства и военных кругов, что способствовало укреплению дружественных отношений между ними и США и стабилизации в регионе. Начиная с 2002 г. правительство отказалось от этой тактики и переключилось на обучение молодежи методам ведения цивилизованной политической борьбы, создания арабских неправительственных организаций, которые были втянуты в борьбу за права человека, создание гражданского общества и в обучение женщин в области политики и бизнеса.

Какие результаты правительство США получило к 2010 г. после восьми лет реализации программ?

Во-первых, произошло значительное увеличение числа арабского населения, которые прошли политическое обучение и в США, и у себя на родине. Если в конце 2000 г. тысячи граждан вовлекались в программы обменов или обучения, то уже в 2004-2009 г. – сотни тысяч. Например, из Египта в 1998 г. США пригласили на обучение по программам в области развития демократии Госдепартамента около 3 300 человек, то в 2007 г. – 47 300 человек, а в 2008 г. – 148 700 (!) человек.4

Наиболее приоритетными странами, где США стали осуществлять масштабное обучение молодежи, женщин, членов демократических организаций и т.д., являлись Египет, Иордания, Марокко, Йемен, Тунис и др. Диаграмма 1 демонстрирует наиболее приоритетные страны Северной Африки и Ближнего Востока, граждане которых участвовали в программах правительства США.

Диаграмма 1

Число граждан стран Северной Африки и Ближнего Востока, которые участвовали в программах обучения Госдепартамента США, 2002-2009 гг.5

Во-вторых, кроме увеличения числа граждан стран Северной Африки и Ближнего Востока, США сумели осуществить несколько значительных проектов, которые внесли свой вклад в мобилизацию некоторой части населения вокруг принципов политической культуры США. К таким проектам мы относим создание групп молодежи, ориентированной на демократические ценности, вовлечение женщин в активную политическую жизнь и развитие рабочего движения.

Создание прослойки молодежи, ориентированной на демократические ценности и США стало самым заметным проектом США, который, как мы полагаем, сделал свой вклад в развитие оппозиционного движения в странах Ближнего Востока. США стали вовлекать молодежь, представляющая не самые обеспеченные слои общества, и лишенная возможности получить образование. Такую группу молодежь США обозначали как underserved youth или молодежь группы риска, имеющую высокие шансы стать членами террористических группировок6. Неоднократно, представители Госдепартамента заявляли, что «в программы образования привлекается молодежь «не-элитного» происхождения, что является нетипичной политикой США»7. До террористических атак 2001 г. правительство США приглашало в свои программы, как правило, молодежь, имеющую перспективы занять прочные позиции в обществе в области управления. Сегодня целевая молодежная аудитория в программах США кардинально изменилась. Прежде всего, она помолодела. В программы образования вовлекались не студенты старших курсов, как было прежде, а школьники от 8 до 17 лет. Для них создавались особые школы по обучению основам демократии и гражданского общества. Они изучали политические технологии и основы протестного движения. Стремясь оградить молодежь группы риска от участия в экстремистских группировках, правительство США создало особые программы по обучению английскому языку и систему летних школ, охватывающую все страны Ближнего Востока.

Начиная с 2004 г. правительство США активизировало свою работу с активными членами оппозиции в Тунисе. Пятнадцать лидеров были приглашены в США в рамках программы Госдепартамента США, а посольство США активно поддерживало неправительственные организации. С 2004 г. США реализовали масштабный проект, направленный на обучение студентов и школьников в области построения гражданского общества. Почти во всех школах и вузах был введен курс лекций по данной тематике.8

Более того, молодежь активно вовлекалась правительством США во все политические мероприятия, происходящие в странах Ближнего Востока. В официальных документах правительство США ставит себе в заслугу, что умелая организация публичной дипломатии обеспечила проведение парламентских выборов в Ливане и Кувейте, президентских выборов с наличием нескольких кандидатов в Египте в течение 2005 г. и победу на них умеренных политиков. Перед проведением парламентских выборов в Ливане, США обучили весь персонал мониторинговых организаций, распространили по всему Ливану информацию о правах избирателей и, самое важное, подготовили кандидатов от 11 партий в области проведения политических кампаний. По такому же сценарию действовало правительство США перед выборами в Египте и Кувейте и других странах.9 Только в одном Египте, например, США подготовили 5 000 молодых наблюдателей для выборов, провели масштабное обучение журналистов и создали несколько новых газет.10 Нельзя не отметить, что Египет стал основной мишенью программ правительства США, направленных на создание неправительственных и оппозиционных организаций. Все эти проекты проходили под официальным лозунгом США – «Изменения изнутри» (Supporting Change from Within).11 Кроме подготовки политиков, еще одним важным условием проведения демократических преобразований изнутри являлось обучение журналистов, которые осваивали этику освещения политических кампаний, изучили английский язык и получили гранты на открытие новых независимых изданий. Несколько новых изданий США создали в Палестине, Ливане, Иордании, Афганистане и Марокко.

Эмансипация женщин является одной из интереснейших направлений политики США. Под этим термином правительство США подразумевает получение женщиной политических и экономических прав, т.е. право на участие в политической борьбе и голосовании, а также право на создание своего бизнеса. По логике США, эмансипация женщин должна привести к изменению устоев традиционного восточного общества, где роль женщины в обществе ограничивается законами ислама. Было создано несколько особых школ в регионе, в которые приглашались представительницы слабого пола из всех стран региона для изучения основ проведения политических кампаний, выборов и развития малого бизнеса. Особенной популярностью пользовались американские школы политических технологий, созданные в Катаре и Кувейте. Посредством обучения канонам политической борьбы, некоторые слушательницы школ стали членами парламента Иордании, Омана, Турции, Кувейта, Бахрейна и Ирака. Различные проекты были направлены на получение женщинами знаний в области частного предпринимательства. В 2009-2010 гг. в сети Интернет был создан американский проект под названием The Online Activism Institute для женщин Египта, которые изъявили желание заниматься активной политической борьбой. Сайт проекта обеспечил дистанционное обучение около 50 человек от 18 до 50 лет. В 2009 г. в Марокко было обучено около 4 000 женщин, которые участвовали в местных выборах. Это обучение способствовало тому, что женщины сумели преодолеть двенадцатипроцентный барьер для получения мест в муниципальных органах власти.12

Развитие рабочего и профсоюзного движения также получило внимание со стороны публичной дипломатии США. За несколько лет правительству США удалось создать масштабную сеть неправительственных организаций, которые стали центрами притяжения для тех граждан, которые ратуют за демократизацию политических режимов. В Тунисе, Египте и Марокко, например, был создан так называемый Центр Солидарности для объединения рабочих и развития профсоюзного движения.13 Центр объединил вокруг себя несколько тысяч рабочих, что могло содействовать демонстрациям рабочих, которые прокатились в Египте и некоторых других странах за несколько лет до декабря 2010 и января 2011 гг.

В-третьих, нельзя не отметить и информационные программы. Начиная с 2002–2004 гг. правительство США создало порядка десяти новых радиостанций и телеканалов. Наиболее известные среди них – каналы «Сава», «Фарда», «Свободный Ирак», «Голос Америки на курдском языке», «Сеть персидских новостей» и др. Большинство из них, как видно из названий, были созданы в странах Ближнего Востока. Самый масштабный – это телеканал «Альхурра» (Alhurra), который охватывает все страны Северной Африки и Ближнего Востока. Будучи крайне политизированным каналом, «Альхурра» сумела привлечь внимание молодежи посредством таких передач как «Час демократии», «Мнения женщин» и т.д. Наибольшую популярность приобрел многосерийный документальный фильм под названием «Арабы в США», который транслируется и до сих пор 4 раза в неделю. Эксперты, а также граждане США арабского происхождения доказывают зрителю, что арабы внесли огромный вклад в становление государственной системы США: активно эмигрировали в США, принимали участие в голосовании, развивали бизнес и т.д. Фильм транслируется на арабском языке с английскими субтитрами, сопровождаются арабской музыкой и многочисленными визуальными образами о политической системе США.14

Все эти проекты способствовали, как мы полагаем, распространению демократических настроений и аспираций среди молодежи, женщин и широких слоев населения. Многие эксперты в США отмечают, что программа под названием «Инициатива поддержки партнерства на Ближнем Востоке» создала «сеть арабских защитников демократии и активистов, кто приветствует помощь со стороны Американской демократии и продвигает позитивный образ демократии США среди местного населения».15

Если провести сравнение между списком стран, где произошли и происходят демонстрации и списком стран, в которые были направлены программы публичной дипломатии, то мы получим следующий вывод (Рис. 1 и Рис. 2): эти списки несколько совпадают.

Рисунок 1

Страны, где прошли революции или антиправительственные демонстрации, декабрь 2010-февраль 2011

Рисунок 2

Страны, участвующие в программе США по распространению демократии (Middle East Partnership Initiative), 2002-2009 гг.16

Сопоставляя эти две карты, нетрудно заметить, что такие страны как Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет, Сирия, Иордания, Йемен и Бахрейн являются получателями основных проектов правительства США по демократизации, и странами, где прошла волна демонстраций против правительств.

Продолжение следует

1 The New Diplomacy, 2002 // Advisory Commission for Public Diplomacy. Department of State

2Документы программы расположены на сайте Госдепартаменте США.

3 Middle East Partnership Initiative Offers Tools for Supporting Reform, but Project Monitoring Needs Improvement. Report to Congressional Requesters. United States Government Accountability Office, 2005 // United States Agency of International Development

4 International Exchanges and Training. Near East. Report of the Interagency Working Group on the U. S. Government-Sponsored International Exchanges and Training (IAWG), 2002, 2007, 2008 // IAWG

5 International Exchanges and Training. Near East. Report of the Interagency Working Group on the U. S. Government-Sponsored International Exchanges and Training (IAWG), 2002-2009 // IAWG

6The Political Situation in Lebanon. Statement of M. S. Ward, Senior Deputy Assistant Administrator for Asia and the Near East Before the Subcommittee on the Middle East and South Asia Committee on Foreign Affairs. House of Representatives. April 18, 2007 // United States Agency of International Development

7 Public Diplomacy in the Middle East and South Asia: Is the message getting through? Hearing Before the Subcommittee on the Middle East and South Asia of the Committee on Foreign Affairs. House of Representatives, 110th Congress, 1st Session. May 16, 2007. Wash. D. C.: GPO, 2007. P. 19

8 Tunisia. Advancing Freedom and Democracy Report, 2008. Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. Department of State

9 Public Diplomacy in the Middle East and South Asia: Is the message getting through? Hearing Before the Subcommittee on the Middle East and South Asia of the Committee on Foreign Affairs. House of Representatives, 110th Congress, 1st Session. May 16, 2007. Wash. D. C.: GPO, 2007. P. 19

10 The Middle East Partnership Initiative: Encouraging Participatory Politics, 2010

11 The Middle East Partnership Initiative. Department of State

12 The Middle East Partnership Initiative: Supporting Women, 2010

13 The Middle East Partnership Initiative. Tunisia. Solidaity Center. Department of State

14 См. сайт канала Альхурра: www.alhurra.com

15 Cofman T., Masloski A. Democracy Promotion Under Obama: Lessons from the Middle East Partnership Initiative, 2009 // The Brookings Institution

16 См. сайт Госдепартамента США

http://www.meast.ru/article/amerikanskii-faktor-v-arabskikh-revolyutsiyakh-mobilizatsiya-protesta-cherez-publichnuyu-dip