Путевые заметки

Казахстан 20 лет спустя

Автор: Елена Гагарина, корреспондент

За два десятилетия, минувших со дня обретения независимости, не только не утих казахский ветер перемен, но с новой силой постучался в московскую явь. Свои двери распахнула Библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино, чтобы представить посетителям фотовыставку, посвященную 20-летию независимости Республики Казахстан. Лучшие из 400 фоторабот - с завораживающими горными, степными, морскими и речными пейзажами, с многогранным блеском архитектурных чудес столицы Астаны - были строго отобраны для показа в Москве.

Выставку открыла генеральный директор библиотеки Екатерина Гениева. Приветственное слово прозвучало из уст Аргына Оспанова, советника и руководителя пресс-службы посольства Казахстана в Москве. Среди выступающих был профессор факультета славистики Парижского университета Нантер Ив Аман, нашедший проникновенные, очень точные слова для выражения своих впечатлений от выставки и в целом от достижений, которых удалось достичь Казахстану на пути самостоятельного развития.

Ораторы говорили о впечатляющих успехах экономических, политических и культурных реформ, проводимых творцом нового казахского государства Нурсултаном Назарбаевым. Он стоял у истоков перемен, сумел вдохнуть жизнь в молодую страну, деморализованную сломом истории, развалом СССР, неясной перспективой завтрашнего дня. Лидер оптимизировал народ новой программой суверенного развития, новыми горизонтами, а также... сотворением новой столицы. Так среди степи, на берегах Есиля расцвела красавица-Астана, которую сегодня называют не иначе как архитектурным чудом.

В центре выставочной экспозиции - фотографии ее зданий в стиле хай-тек: мифологическое дерево Байтерек, выросшее в сердце города в виде огромной башни с золотым яйцом на вершине, Дворец мира и согласия - 100-метровая пирамида, спроектированная знаменитым Норманом Фостером, торжественный президентский дворец Акорда с ярким голубым куполом и игольчатым шпилем на крыше.

Астана, которая буквально переводится как «столица», превратилась в один из наиболее модернизированных городов мира. В глазах пестрит смесь цветов и архитектурных стилей. Казалось бы, картина эклектична: сталинские здания Москвы 30-х годов, американские торговые центры XXI века, русские церкви и минареты, японские рестораны и китайские пагоды. Но в этом калейдоскопе стилей есть своя логика: Астана - центр слияния, а не столкновения культур и цивилизаций.

Принял ли народ модернистский облик Астаны? Отвечая на этот вопрос, главный редактор журнала «Дипломат» Юрий Тавровский подчеркнул, что казахский народ, которому всегда было свойственна «пассионарность», смог направить ее в нужное русло и создать на степных просторах настоящий «город будущего». Тавровский считает, что именно так должна выглядеть Евразийская столица. Такой задумывал ее Назарбаев, видевший Астану центром Евразийского континента и синтезом европейских и азиатских традиций еще в ту пору, когда на ее месте была старая Акмола, рутинный провинциальный городок.

Продолжит ли Казахстан преображать и другие земли? Советник посольства Казахстана Аргын Оспанов уверен, что Астана – лишь отправная точка, вектор, благодаря которому начнут менять свое лицо и другие населенные пункты.

Контраст футуристическим зданиям Астаны создают пейзажи сказочной природы Казахстана: Чарынский каньон в Алма-Атинской области, в народе названный "младшим братом американского Гранд-каньона", Великая степь Сарыарка, раскинувшаяся от реки Ишим - до пустыни Бетпак Дала, тихие плато и умиротворяющие ясноглазые озера. Завораживают волшебные снимки «поющих барханов» в Национальном парке Алтын-Эмель, уникум нетронутой дикой природы. Говорят, что в сухую погоду барханы "поют", издают звуки, похожие на мелодию органа. Одни легенды объясняют пение песков присутствием невидимого духа пустыни, звучанием погребённых городов, бурлящими под землёй реками. Другие говорят, что это душа Чингисхана, погребенного в этих песках, рассказывает потомкам о своих подвигах..

Однако, не нужно знать мифологию, чтобы почувствовать дух времени, который за несколько секунд относит зрителя в бескрайние степи Казахстана, а затем сквозь десятки лет "назад в будущее".