НПО-дипломатия

Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на открытии заседания «Круглого стола» на тему «Общественная дипломатия как инструмент внешней политики и развития гражданского общества», Москва, 12 декабря 2011 года

Уважаемый Евгений Павлович,

Уважаемые коллеги,

Мы признательны всем, кто откликнулся на нашу совместную инициативу провести сегодня встречу между руководством МИД и Общественной палаты России на тему «Общественная дипломатия как инструмент внешней политики и развития гражданского общества». В таком формате мы встречаемся впервые. Однако у российского внешнеполитического ведомства есть достаточно серьезный опыт взаимодействия с гражданским обществом. Это происходит на регулярных, проводимых несколько раз в год заседаниях Научного совета при Министре иностранных дел и аналогичного Делового совета; в ходе ежегодных встреч Министра с представителями ведущих российских неправительственных организаций; во время регулярного общения российских НПО с профильными департаментами Министерства.

Участвуем и в иных форматах, которые позволяют лучше чувствовать настроения в гражданском обществе, в том числе в рамках ежегодного Мирового политического форума в Ярославле под патронатом Президента России. Проводим контакты по линии Международного дискуссионного клуба «Валдай», Совета по внешней и оборонной политике и др. Это не дань моде, а отражение требований жизни. Уверены – и это записано в Концепции внешней политики Российской Федерации – что укрепление институтов гражданского общества, государственная поддержка неправительственных организаций, заинтересованных в обеспечении российских внешнеполитических интересов, должны играть важную роль в том, чтобы Россия заняла достойное, принадлежащее ей по праву место среди ведущих стран мира.

Сегодня очевидно, что без грамотного использования солидного ресурса «мягкой силы» невозможно эффективно отстаивать интересы государства в мире. В наших интересах не только сотрудничать с институтами гражданского общества для лучшего понимания настроений по вопросам, входящим в компетенцию МИД России, но и способствовать интеграции нашего неправительственного сообщества в различные международные структуры, все более активно содействующие формированию международной повестки дня. Когда-то «зеленые» были малозаметным движением в системе международных отношений. Сегодня вопросы изменения климата, задачи преодоления негативных последствий воздействия на окружающую среду являются приоритетами государственной политики практически всех государств.

НПО, гражданские общества разных стран могут внести существенный вклад в обеспечение межцивилизационного, межкультурного и межрелигиозного согласия, продвижение проектов, призванных объединять страны и народы, а не привносить искусственные и конфронтационные моменты в международное общение.

Поэтому гражданское общество – неотъемлемый элемент нашей деятельности на международной арене. Это связано с задачами модернизации страны, охватывающей все стороны нашей жизни, включая гражданское общество, внешнюю политику, современную, конкурентоспособную и многовекторную публичную дипломатию, которой, как отметил Президент Д.А.Медведев, принадлежит здесь весомая роль.

В последнее время по поручению Президента России мы предприняли ряд шагов, направленных на активизацию государственной поддержки общественной дипломатии – расширяется деятельность Россотрудничества, Фонда «Русский мир». Активно заработали созданные в 2011 г. Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова и Российский совет по международным делам. В будущем году начнет работу Фонд поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом. В обновленном виде воссоздается Российский союз обществ дружбы.

Эти примеры свидетельствуют о большом внимании, которое руководство страны уделяет укреплению потенциала нашего гражданского общества, способного энергично участвовать в выработке и реализации актуальной повестки дня для внутреннего развития общества и внешнеполитической деятельности.

Мы ценим роль, которую с момента своего создания в 2005 г. играет Общественная палата Российской Федерации. В прошлом году была принята Концепция её международной деятельности, в основе которой лежат подходы, совпадающие с нашим видением интересов России и российского народа на международной арене.

Весьма востребованы ваши аналитические материалы по актуальным темам международной жизни: межнациональным отношениям, борьбе с терроризмом и экстремизмом, вопросам защиты окружающей среды, урокам глобального кризиса. Солидным подспорьем для работы сотрудников Министерства с зарубежными партнерами стали ежегодные доклады Общественной палаты о состоянии гражданского общества в России и, прежде всего, их внешнеполитические аспекты. Эти вопросы являются предметом наших регулярных консультаций со странами ЕС и США. Мы хотим, чтобы эти проблемы обсуждались на основе взаимной пользы, без политизации, с прицелом на решение конкретных задач, волнующих граждан наших государств.

Считаем, что важное значение имеют контакты между представителями гражданского общества. Прямое человеческое общение позволяет лучше узнавать друг друга, снимать с повестки дня обсуждаемые с экранов телевизоров и через «микрофонную» дипломатию вопросы, создающие ненужные проблемы. Мы будем всячески поддерживать возможности нашего неправительственного сообщества в расширении международного общения.

Активно стараемся подключать представителей наших НПО к различным международным мероприятиям. Представители НПО-сообщества регулярно присутствуют в составе российских делегаций на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, привлекаются к работе различных органов системы ООН.

Ценим нашу совместную работу с российскими неправительственными структурами в рамках регулярного т.н. Универсального периодического обзора соблюдения прав человека в различных странах мира. Он проводится по линии Совета ООН по правам человека и Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. Сегодня 47 российских НПО имеют консультативный статус при ЭКОСОС. Это высший статус, который предоставляется Организацией Объединенных Наций. Конечно, речь о скромной цифре в сравнении с другими ведущими государствами. Хотели бы видеть более активное стремление российских НПО к развитию сотрудничества с ООН. Такое взаимодействие позволяет не только донести свои идеи до более широкой международной аудитории, но и открывает доступ к информационным и иным ресурсам ООН, возможности участия в различных мероприятиях.

Другими формами сотрудничества с организациями ооновской системы являются установление отношений с ЮНЕСКО и Департаментом общественной информации Секретариата Организации, в чем мы также готовы оказывать содействие всем желающим. Призываем активно пользоваться этими каналами.

Понятно, что поначалу НПО, не имеющие пока опыта участия в международных мероприятиях, ограничиваются знакомством с работой той или иной структуры, ее процедурными возможностями. Мы бы хотели, чтобы освоение такого опыта протекало быстрее. Готовы помогать консультациями и советами, чтобы российские НПО продвигали свою инициативную повестку дня на различных международных форумах. Это будет иметь важное значение с точки зрения формирования многополярного диалога при учете всего спектра мнений.

Мы бы приветствовали, если бы неправительственные организации, Общественная палата России делегировали из числа активистов гражданского общества представителей и специалистов в различных областях для формирования реестра российских экспертов с целью продвижения на те или иные должности в международных структурах. Это важный резерв, потому что до сих пор те, кто устраиваются на работу в международные организации, в большинстве случаев - чиновники. Думаю, «свежая кровь» не помешала бы. У нас был интерес к тому, чтобы продвинуть М.А.Федотова на позицию Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. Его кандидатура вносилась наравне с претендентами на этот пост из стран ЕС. По общему признанию, квалификация М.А.Федотова была самой конкурентоспособной, но свою роль сыграла солидарность членов Евросоюза. Поэтому произошло то, что произошло.

Понимаю, что с М.А.Федотовым вам интереснее сотрудничать в его новом качестве председателя Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. Однако плюрализм в работе ОБСЕ выиграл бы, если бы этот уважаемый в России и за рубежом деятель занял международную позицию по проблематике свободы СМИ, учитывая, что Михаил Александрович – один из авторов принятого у нас в 1991 г. Закона «О средствах массовой информации».

Уверены, что указанные выше направления взаимодействия являются перспективными. Заинтересованы в том, чтобы наши НПО были не менее активны, чем аналогичные западные структуры, представленные на пространстве СНГ, особенно с учетом происходящих процессов создания интеграционных структур с участием России, Белоруссии и Казахстана, российских интересов по углублению партнерства с Украиной, странами Центральной Азии, Южного Кавказа, включая Абхазию и Южную Осетию. Все это не должно идти в ущерб развитию отношений по неправительственной линии со странами Евросоюза и США. Было бы интересно посмотреть, как потенциал гражданского общества можно подключить к сотрудничеству в рамках ШОС, БРИКС, НАТО, Совета Европы. Например, мощным стимулом для развития общения по неправительственной линии мог бы служить Университет ШОС. Существует механизм регулярных встреч политологов, руководителей академических институтов, экспертов стран-участниц БРИКС.

Приглашаем вас активно участвовать в форматах, которые созданы для представителей гражданского общества при поддержке других государств, например, в Ассоциации «Российско-Французский диалог», аналогичном форуме для российских и итальянских деятелей. Накопился позитивный опыт в организации «перекрестных годов» с Италией, Францией, Китаем и рядом других стран, где существуют огромные возможности для участия НПО.

В заключение хотел бы подтвердить готовность и открытость к широкому сотрудничеству с представителями гражданского общества, Общественной палатой России. Уверены, что дипломатическая служба может быть эффективной, только если идет «в ногу» с тенденциями, которые вызревают в обществе. В свою очередь готовы поддерживать ваши инициативы, оказывать всестороннюю поддержку в рамках деятельности МИД России.

Еще раз спасибо за встречу.

http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/88EDE46B7ED6659044257964005D6EB9