Вопросы теории и истории общественной дипломатии

Главная цель общественной дипломатии - налаживать отношения между людьми, их сообществами и государствами

(Выступление президента Фонда общественной дипломатии, главного редактора журнала общественной дипломатии Ильи Шершнева на круглом столе: «Общественная дипломатия как инструмент внешней политики России: возможности, проблемы, перспективы» в Российском совете по международным делам (РСМД))

Уважаемые участники круглого стола!

Прежде всего, хочу поблагодарить устроителей нашей встречи за тему, которую мы сегодня обсуждаем. Она имеет большое практическое значение для развития общественной дипломатии как нового вида дипломатической деятельности.

К сожалению, общественная дипломатия как инструмент внешней политики России остается все еще недооцененным и в полной мере невостребованным. Мы сильно отстаем от других стран в ее использовании во внутри- и внешнеполитическом процессе.

Человечество вступает в эпоху общественной дипломатии, когда важнейшие вопросы построения мира и безопасности, обеспечения будущего решаются с участием общественных дипломатов. По словам директора Центра имени Бертольда Бейца при Германском совете по внешней политике Александра Рара, «в Европе министры, министерство иностранных дел и политики решают катастрофически мало. У нас политику делают неправительственные организации. Их очень много».

У нас тоже немало неправительственных организаций. По данным Министерства юстиции Российской Федерации на сегодняшний день общее число зарегистрированных негосударственных некоммерческих организаций составляет 392 283. Из них всего лишь 56 организаций имеют в своем названии слово «дипломатия». Поскольку функция общественного объединения заключается в осуществлении коммуникации, коммуникативного действия, постольку, как правило, все они так или иначе вовлечены в общественную дипломатию.

К слову сказать, концепция коммуникативного действия удачно вписалась в теорию общественной дипломатии. Она была разработана немецким ученым Ю. Хабермасом. Под коммуникативным действием он понимает такое взаимодействие двух и более индивидов, которое направлено на их взаимопонимание, их консенсус.

Налаживание отношений между людьми, их сообществами и государствами является главной целью общественной дипломатии. В русском языке термин «налаживание» имеет много значений и раскрывает все палитру дипломатии. Этот термин означает гармонию, дружбу, согласие, мир, единство, порядок, совет, мирные отношения и т.д. Примечательно, что ни в функциональных обязанностях Министерства иностранных дел России, Россотрудничества, Общественной палаты РФ, ни в одном специальном словаре данное слово практически не используется, несмотря на то, что оно является сущностным в дипломатии.

Отсюда генеральной целевой установкой общественной дипломатии является налаживание конструктивных общественно-политических отношений путем согласования общественно значимых интересов, осуществления компромисса, консенсуса, переговоров, консультаций, заключения соглашений и общественных договоров.

Результат общественной дипломатии можно считать завершенным, если достигаются договоренности, вырабатывается консолидированная точка зрения общества и государства на решение значимых внутри- и внешнеполитических проблем, продвигаются и защищаются общественные и государственные интересы, предупреждаются и урегулируются конфликтные ситуации как внутри страны, так и за рубежом.

Выполнение положения Концепции внешней политики Российской Федерации об использовании потенциала институтов гражданского общества в сфере общественной дипломатии представляется невозможным без разработки и реализации Федерального закона «О дипломатической деятельности Российской Федерации». Сегодня нет закона, который смог бы систематизировать и упорядочить деятельность всех видов дипломатии, определить их роль и место в политической системе Российской Федерации. Принятие такого закона помогло бы установить права, обязанности и ответственность всех субъектов различных видов дипломатии, включая государственную, общественную, публичную, парламентскую, экономическую и другие виды дипломатии. Закон закрепил бы основные понятия, правовой статус, формы реализации и функциональные возможности общественной дипломатии, приоритетные направления работы. Закон определил бы механизмы государственной поддержки НКО, предпринимательских структур, учебных заведений и религиозных организаций и других субъектов дипломатии.

Использование потенциала институтов гражданского общества в сфере общественной дипломатии также тесно связано с подготовкой специалистов, бакалавров и магистров для этой сферы. Начиная с предстоящего учебного года, в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) будет преподаваться учебная дисциплина для студентов 2 курса кафедры политологии «Основы общественной дипломатии». Эти студенты станут первыми дипломированными специалистами (бакалаврами) в Российской Федерации в области общественной дипломатии. Студенты приобретут навыки налаживания конструктивных социальных отношений, достижения договоренностей, урегулирования конфликтных ситуаций, создания условий для сотрудничества, разработки и реализации социально-значимых программ по общественной дипломатии.

Кроме вузовской подготовки необходимо организовать в стране широкую сеть доступных школ общественной дипломатии. Надо озаботиться созданием центров общественной дипломатии, по крайней мере, в каждом Федеральном округе Российской Федерации. Пора, наконец, поставить это важное дело на твердую научную, профессиональную и системную основу.

Давайте общими усилиями сделаем Россию ведущей страной в области общественной дипломатии для ее пользы и пользы всего человечества.

Спасибо за внимание.