Школа общественной дипломатии

Лекция:"Молдова на перекрёстке эпох"

Русев Н.Д., доктор исторических наук, профессор Высшей антропологической школы
 
 

Начнем с того, что в качестве государства Молдова в следующем году отметит юбилей: 650 лет со времени первого упоминания о Молдове в наших летописях. С другой стороны, нужно сказать, что Молдова существует как государство на территории, которая издревле была населена, примерно с каменного века. Здесь проходили многие народы, которые оставляли свой след в истории этой страны. Также, наверное, как и везде, но у нас были определенные условия, способствовавшие развитию определенной отрасли, хозяйства, например, виноградарства. Молдова — страна, где до сих пор кое-где сохранился дикий виноград. Молдова является одной из стран, которую можно назвать родиной винограда и, соответственно, виноделия. На этой территории, по всей видимости, был также приручен когда-то крупный рогатый скот. Юг этой территории входил в ареал мест, где была приручена лошадь. Предпосылки для развития производящего хозяйства здесь складывались издревле.

 

На этой территории было очень трудно удержаться какому-либо народу, потому что претендентов на землю всегда было больше, чем возможностей для существования. Не зря молдавский летописец середины XVII века говорил о том, что Молдова «находится на пути всех бед». Тем не менее, её положение обусловило взаимодействие разных регионов и разных народов. Евразийская степь или «степной коридор» заканчивается как раз у Дуная, с другой стороны Карпатские горы сходят прямо к Днестру. Лесостепь подходит сверху, со стороны современной Украины, наконец, Балканский регион, тоже очень древняя и спорная между многими народами территория, подходит с юга, с Дуная. Короче говоря, здесь на протяжении веков переплетались многие интересы.

 

Тут периодически сосуществовали разные народы, и эта полиэтничность Молдавии сохранилась и по сей день. Сохранилась в многонациональности края, в смешении здесь культур и религий. Случалось так, что Молдавия на протяжении веков входила в состав какой-нибудь империи: то римской, то византийской, то Золотой орды, то османской и, наконец, российской империи, и всегда была окраиной. По большому счету, им не было дела до Молдавии. Собственно говоря, действия империи, стремившихся все нивелировать, здесь проходили в сглаженных формах. И если на этой территории пытались создать национальное государство, то затея заканчивалось крахом. История с Румынией подтверждает данное заключение достаточно убедительно. Дошло до того, что румыны, в какой-то момент, включив восточную часть Молдавии в свой состав, заявили: «Бессарабия без бессарабцев». Население им было не нужно. И тогда они расшифровывали: «Русских — за Днестр, Евреев — в Днестр» и так далее.

 

Вместе с тем известно, что Молдавия как название первоначально не содержало этнического смысла. До сих пор спорят, что значит это слово. По некоторым данным, «Страна сосен». Действительно, в районе Карпат их очень много. Там сердце Молдовы, но сейчас это на территории Румынии. Однако Молдавия включала в себя и другие районы. Они известны по названиям «Верхняя страна», «Нижняя страна», Бессарабия, то, что позднее перешло на всю территорию восточной Молдовы. Каждое из этих названий имеет свою особенную историю. Скажем, «Верхняя страна» тесно связана с древнерусским населением, которое пришло с территории современной западной Украины.

 

Любопытно, что Молдавия впервые упомянута в 1359 году, а в 1349, за десять лет до этого, прекратило свое существование Галинско-волынское княжество, которое было завоевано Польшей. Часть населения оттуда перетекла сюда, перенеся с собой свою культуру. Интересно, что Воложский воевода, прибывший из Моромуриша, а большая часть Моромуриша — это сегодня западная Украина — Ужгородская область, встретил пасечника, по имени Яцко. В летописи сказано, это был русин. Русины — это древнерусское население, которое здесь смешалось с волохами. То есть, романоязычным населением.

 

И наконец, я говорил о Бессарабии. Слово «Бессарабия» происходит от названия половецкого племени «Басараба». Здесь мы видим и тюркский фактор. Молдавию можно образно сравнить с табуреткой, которая имеет минимум три ножки. Благодаря этим трем ножкам: славянской, тюркской и романской, она приобрела устойчивость. Более известный пример: земля тоже на трех китах. В дальнейшем оказывалось, что когда одну ножку пытались убрать, вся конструкция рушилась. Сегодня мы в такой же ситуации. Мы не можем пренебречь одной опорой, оставив две другие: этот организм останется неустойчивым. Это очень интересное наблюдение, которое для нас является большой ценностью, и сегодня это признано на государственном уровне.

 

Интересно и то, что самая южная часть, приморская часть, называемая Параталассия, а Молдавия в своё время — государство, гораздо большее, чем сейчас: от Карпат до Днестра и до моря, на греческом языке означает «приморье». Там действительно оказывается довольно много греческого населения, которое связывало Молдавию со Средиземноморским миром. Активная торговля, итальянская колонизация в XIV века сыграли важную роль в формировании молдавского этноса. Даже во времена турков многонациональность сохранялась. В этом смысле Молдова уникальное государство.

 

  • Страницы:
  • 1
  • 2