Русский язык

Продвижение русского языка

Богачёв И. И.,студент МГЛУ, Институт международных отношений и социально-политических наук

В современном мире, где все большее влияние на внешнюю политику оказывает общество, наряду с дипломатией официальной формируется так называемая общественная дипломатия. Сейчас для эффективного взаимодействия с какой-либо страной часто недостаточно контактировать с узким кругом профессиональных дипломатов, необходимо взаимодействовать с общественными организациями, которые формируют общественное мнение в той или иной стране. Одной из целей общественной дипломатии является противостояние активной пропаганде некоторых сил на Западе, которые стараются представить Россию как отсталую и агрессивную страну и создание позитивного образа России, ее культуры, обычаев и традиций.

Неотъемлемой частью культуры страны является ее язык, ведь язык является инструментом культуры, он формирует личность человека, его видение мира, менталитет, отношение к людям, следовательно, продвижение русского языка должно стать одним из приоритетных направлений общественной дипломатии. Идея поддержки изучения языка за границей появилась не сегодня и даже не 10 лет назад, западные образовательные организации, такие как Британский Совет или Институт Гёте, успешно работают уже более полувека. Когда человек изучает язык другой страны, он поневоле знакомимся с ее культурой и часто становимся ее симпатизантом, именно поэтому в контексте общественной дипломатии так важна поддержка изучения русского языка за рубежом.

Русский язык ⎯ это один из 6 официальных языков ООН, в мире на нем говорят более 300 млн человек, в том числе более 140 млн считают его своим родным языком. Русский язык является языком общения более 160 народов и национальностей. Русский язык — это язык великой литературы. Даже первые слова в космосе были произнесены на русском языке.

В последние годы положение русского языка за рубежом остается всё ещё сложным. С одной стороны, география распространения русского языка в мире довольно обширна, что создает предпосылки для формирования сети НПО. В общеобразовательных школах русский язык изучается в Германии, Франции, Англии и Австрии. В связи с ростом туризма появился интерес к русскому языку на Кипре, в Испании, Греции, Португалии, Египте, Турции. В Азии и Африке проживают тысячи людей, получившие образование в российских вузах. В Америке русскоговорящее население представлено иммигрантами из России и бывшего СССР и выпускниками российских вузов, активные российско-канадские и российско-американские связи порождают спрос на специалистов, владеющих русским языком.

С другой стороны, на постсоветском пространстве с разной степенью интенсивности происходит фактический демонтаж системы образования на русском языке. На Украине число русских школ уже сократилось вдвое и продолжает сокращаться, в Туркмении все русско-туркменские школы преобразованы в туркменские, полностью ликвидировано обучение на русском языке в странах Балтии. В странах Центральной и Восточной Европы в 1990-е годы русский язык превратился в неизучаемый предмет.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о частичной утрате русским языком своего положения в мире за последние десятилетия, но, несмотря на это, для многих проживающих за пределами России людей русский язык остается языком взаимного и межнационального общения. Таким образом, имеются предпосылки для восстановления и упрочнения его роли. Первым этапом такого восстановления могло бы стать формирование единого русскоязычного образовательного пространства, то есть открытие русскоязычных школ и создание сети филиалов крупнейших российских вузов как на постсоветском пространстве, так и за его пределами, обучение в России русскоязычных студентов из других стран и т. д. Дополнительными мерами могли бы стать дальнейшее развитие российских культурных центров, ориентированных, с одной стороны, на работу с молодежью в странах изучения языка, а с другой на подготовку и аттестацию преподавателей, и создания единого стандарта изучения языка как иностранного (по аналогии со стандартом TOEFL при изучения английского языка).

  • Страницы:
  • 1
  • 2