Русский мир

Гуманитарное взаимодействие на постсоветском пространстве

Коньков  А., инициативная группа
общественного проекта «Большая страна»

Коллеги, сегодня, конечно, много говорится о необходимости интеграции между странами бывшего СССР, именно новой интеграции в современных глобальных условиях. Это действительно актуально. Однако важно, на мой взгляд, на какой основе будет проходить эта интеграция. Российское оружие как гарант безопасности уже не всех устраивает, некоторые элиты оно даже откровенно пугает. То же с экономикой: активно внедряются стереотипы о том, что русские подминают под себя всё и вся. Иными словами, объективное доминирование России во всех интеграционных процессах раздражает элиты на местах. В ходе развития таких процессов, упор, на мой взгляд, нужно делать на то, что разрушить труднее всего, на отношения между людьми ⎯ дружеские, семейные, партнерские ⎯ на общность нашей культуры, науки, образования, в общем на, всё то, что принято называть гуманитарным взаимодействием.

Во-первых, русская культура до сих пор во многих постсоветских странах в разных аспектах остаётся актуальной и неистребимой, потому что даже при наличии соответствующей политической воли, очень трудно представить себе, что можно дерусифицировать Гоголя и Шевченко на Украине, Грибоедова в Грузии, Айвазовского в Армении, Ростроповича в Азербайджане и так далее.

Во-вторых, именно русская культура сумела вобрать в едином культурно-историческом пространстве тех представителей нынешних государств, которые, возможно, к России имели минимальное отношение, но до сих пор у нас воспринимаются в качестве своих: это Низами, Руставели, Скорина. У нас нет чужих героев наряду со своими ⎯ это норма цивилизации. Деятелей прошлого нужно воспринимать не по флагу, а по их личностным характеристикам, вкладу в нашу общую историю. Именно гуманитарное направление должно стать основным вектором взаимодействия на постсоветском пространстве. Мы должны бороться не за территории, а за умы. Мы должны демонстрировать, что отворачиваться от нашей общей истории, культуры в пользу каких-то других образцов значит плевать в могилу предков, в могилу именно своих, а не каких-то русских героев. Какие здесь могут быть основные направления?

На мой взгляд, самое главное: научиться выявлять общее не только русское или российское, но именно общее знаковое, свойственное не только, например, мне как россиянину, но и представителю других стран постсоветского пространства. Также важно внутри себя воссоздавать и распространять толерантность, нужно действительно уважать те культурно-исторические факторы, которые способствовали развитию наших народов, теперь уже соседей. Среди основных задач гуманитарного взаимодействия я бы мог выделить три пункта.

1. Формирование единых подходов к пониманию общей истории, которые одинаково могли бы устроить как Россию, так и другие страны на постсоветском пространстве. Одинаковая трактовка истории ⎯ это, на мой взгляд, важнейшая и необходимейшая платформа, на которой может быть выстроено любое единство: культурное, экономическое, политическое и даже военное.

2. Выявление, формулирование и активное распространение единых ценностей, свойственных всем народам бывшего Советского Союза. Советский народ ⎯ искусственная конструкция, но она имела под собой определённые нравственные основания. Мы на протяжении многих лет жили вместе, в результате чего сформировались действительно общие представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о семье, детях, отношениях между поколениями. И это не государственный продукт, а результат развития самого общества. Эти ценности мы должны поднять на поверхность и ещё раз всем нам о них напомнить. В качестве примера я могу привести культурно-религиозную терпимость, которая, в частности, никогда не была свойственна западноевропейской цивилизации. Это ценности патриотизма, коллективизма, взаимной поддержки, но и, конечно, интернационализма.

3. Нашей задачей является развитие понимания между народами, понимание в самом элементарном смысле. Нам не нужны переводчики, мы все понимаем и умеем говорить на одном русском языке. Да, сегодня вопрос русского языка во многих странах является политическим. Но нужно уметь доносить эту проблему до наших партнеров, видеть эту проблему с другой стороны. Мы понимаем друг друга не только потому, что говорим на русском языке, но и потому, что этот язык принёс грамотность в места, где её прежде не было, письменность. Это один из официальных языков Организации Объединенных Наций. Это язык, связывающий запад с востоком. Наконец, этот язык помогал жить и побеждать нашим общим предкам.

Недавно скончавшийся Чингиз Айтматов ⎯ выдающийся киргизский писатель, писатель-гуманист, писатель-дипломат. Множество шедевров было создано им на русском языке! И благодаря этому во всём мире узнали о глубине и широте киргизской культуры. Вопрос о гуманитарном сотрудничестве ⎯ не праздный вопрос. Это то, что делает единение явлением реальным, поскольку связывает не правительства, столицы, партии, а людей, от которых всё зависит. И заниматься налаживанием гуманитарного взаимодействия нужно целенаправленно и последовательно, а не по остаточному принципу вдогонку к экономическим и политическим вопросам. И не только по официальной линии иностранных дел, но и по линии общественной дипломатии. Если люди в наших странах начнут строить не стены между собой, а мосты, то и политики, наверное, за ними потянутся. Тогда, я думаю, что и вопросы НАТО, границы, языка отпадут сами собой.