Вопросы истории и теории общественной дипломатии

Становление российской общественной дипломатии

Беро Е.,студент МГЛУ,
Институт международных отношений и социально политических наук

Общественная дипломатия является одной из разновидностей дипломатии, которая включает в себя общепринятые методики действий на международной арене и системы практических приемов, предоставляющие странам и обществам возможность уживаться в мире, полном противоречий и кризисов.

С появлением ядерного оружия вопрос самого существования человечества приобрел особую остроту. Общество стремилось добиться своего активного и непосредственного участия в решении вопросов войны и мира. В результате этого во второй половине XX века стала быстро набирать вес общественная дипломатия, включающая информационно-разъяснительную деятельность политических партий и организаций за рубежом. Важно учитывать, что общественная дипломатия немыслима без партнерства с дипломатией официальной, без взаимного совета, помощи, подсказки, критики, ведь общество не может единолично решать важные вопросы, но в то же время взаимоотношения официальной и общественной дипломатии не должны быть подчинены одна другой, ведь у каждой из них своя задача, свое видение мира, своя сфера ответственности в рамках защиты национальных интересов.

На Западе уже более 50 лет активно используют эту разновидность дипломатии для общественного воздействия. Их конечной целью является позитивное восприятие решений и акций официальной дипломатии со стороны общества.

Демократической России пришлось создавать свою общественную дипломатию практически с нуля. Россия была готова доброжелательно принять западные неправительственные организации (НПО), но одним из препятствий на тот момент была нехватка средств на соразмерное развертывание сети российских некоммерческих организаций (НКО) на Западе. Единственной российской организацией, которая в этот начальный период в какой-то степени выполняла общественно-дипломатические функции, была Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Но эта организация выполняла данные функции недолго, трудности, прежде всего, возникали из-за отсутствия государственной поддержки.

В 1990-х годах на территории Российской Федерации действовало значительное количество филиалов иностранных фондов и ассоциаций, щедро финансируемых из-за границы, которые активно вмешивались во внешнюю и внутреннюю политику России. Но как раз в это время закладывается фундамент российской общественной дипломатии благодаря развивающимся контактам с родственными политическими организациями за рубежом, а также созданию российских общественно-политических фондов, которые впоследствии вышли на международную арену.

Активизация нашей официальной дипломатии вызвала в иностранных СМИ антироссийскую кампанию, ведь Запад привык к слабости России. Поэтому особо остро ощущалась потребность в общественной активности для противостояния западной пропаганде. России требовалось, чтобы мир услышал не только мнение властных структур, но и голос российского общества. Первым шагом для формирования общественной дипломатии стало учреждение Общественной палаты, которая призвана осуществлять взаимодействие граждан с органами государственной власти в целях защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики.

Общественной дипломатии присущи некоторые особенности. Прежде всего, стоит выделить роль личности, то есть общественного дипломата.

Общественная дипломатия может работать только в тесном контакте со средствами массовой информации, поэтому Общественной палатой было предпринято решение о создании региональных центров информационной поддержки НКО.

В настоящее время определенные силы на Западе стараются сохранить уже существующее мнение о России как о недемократической и агрессивной империи, представляющей угрозу для Западной Европы и для соседних с Россией малых, но очень демократичных стран. Основываясь на западной интерпретации событий XX века, проамерикански и антироссийски настроенные «новые европейцы» выдают себя за жертв «советской оккупации» и требуют на этом основании привилегий в системе западных союзов для себя и изоляции для Российской Федерации. Поэтому наша главная цель сегодня ⎯ донести до западного общества противоположное утверждение. Необходимость распространения объективной информации о России, ее политике и устремлениях сейчас особенно остро ощутима, и нам следует приложить все усилия, чтобы оказать должное воздействие на западное общество.

Какие же проблемы нам предстоит решить? Прежде всего, России необходимы специалисты, которые свободно владеют языком страны-объекта, знакомы с ее историей и способны взять на себя функции общественных дипломатов. Их работа должна быть сопряжена с деятельностью существующих серьезных политических фондов (например, фонд «Единство во имя России»), с работой их филиалов в западных странах.
Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются. С 2004 года фонд «Единство во имя России» проводит совместно с фондом Фридриха Эберта (СДПГ) попеременно в ФРГ и России международные дискуссионные встречи на общую тему «Партнерство с Россией в Европе». Летом 2006 года этот российский фонд в сотрудничестве с «Единой Россией» провел международную конференцию «Калининградская область в контексте отношений Россия — Евросоюз. Роль межпартийных связей». Тем самым закладывается фундамент для постоянной работы российской общественной дипломатии в европейских странах.

Следует также использовать академические и вузовские каналы в целях создания слоя зарубежных «симпатизантов».

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1)    необходимо приступить к разработке стратегии, тактики и инструментария общественной дипломатии. Центральными проблемами остаются подбор и подготовка специалистов по данной стране или группе стран и достаточное финансирование их деятельности.

2)    в задачи общественной дипломатии должно входить обеспечение формирования позитивного образа России на международной арене.

3)    необходимо создание отделений крупных общественных фондов России в странах Запада.

4)    необходимо продумать возможности реорганизации обществ дружбы с зарубежными странами в новых условиях. В их задачи входило бы не только представлять российскую общественность за пределами России, завязывать контакты и распространять объективную информацию о ней, но и, в частности, опекать иностранных студентов и аспирантов, обучающихся в России.