Русский язык

Роль общественности

Колесниченко В. В., народный депутат Украины,
Председатель Всеукраинского совета российских соотечественников

Этноци́д (от греческого «народ» и латинского «убиваю») — политика уничтожения этнической или национальной идентичности, самосознания народа. Этноцид может проводиться как через политику ассимиляции, или например, в процессе становления новых наций, путем уничтожения, изменения самосознания старых народов или этносов.

Народы, ставшие жертвами этноцида, обычно теряют историческую память или значительную её часть, а в ряде случаев также своё самоназвание, культуру, вероисповедание, и ассимилируются либо занимают подчинённое, угнетённое положение в отношении тех, кто подверг их этноциду.

Можно обосновано утверждать, что нынешняя политика украинского государства относительно русского языка и культуры является именно политикой этноцида.

Только некоторые факты:
Президент Украины Ющенко, 22 февраля 2007 года выступая в Крыму, дал четкое указание всей вертикали своих подчиненных, ⎯ «Тема регионального языка как категория, как определение не существует ни в Конституции, ни в одном законе Украины. Давайте моделировать языковую политику, исходя из языкового поля Украины». Целью этого указания является, прежде всего, русский язык. Поскольку Украиной принят Закон «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств», которым, вместе с ещё 12 языками, под защиту взят и русский.

На сегодня, перечень только законов, которыми фактически запрещено использование русского языка в Украине, составляет почти 80 актов. Не считая указов, распоряжений, постановлений, других документов органов правительства и Президента.
Таким образом, создана законодательная база уничтожения русского языка!

Решением Конституционного Суда Украины № 10-рп от 14.12.1999 г., которое является окончательным и не может быть пересмотрено, сфера использования языков национальных меньшинств была безосновательно сужена лишь к использованию в местных органах власти.

Премьер-министром Украины Юлией Тимошенко создан отдельный исполнительный орган государственной власти, который будет проводить политику украинизации и выполнять функции языковой полиции.

В Украине заложена институциональная система уничтожения негосударственный языков. За 16 лет независимости было закрыто свыше 3 тыс. русскоязычных школ, что составляет более 60 % от их общей численности на 1992 год, при этом количество учеников, языком обучения которых является русский, сократилось почти в 7 раз, из более чем 3 миллионов до 480 тысяч.

Для примера, население Латвии 2 млн 400 тыс. человек. При этом, по заявлениям латвийских правозащитников, в Латвии действует 150 школ с русским языком обучение, из них в Риге (население 750 тыс. чел.) ⎯ 64. В Киеве проживают 2,5 миллиона человек, из которых 600 тысяч, то есть 24 %, признали родным языком русский. Но в Киеве по состоянию на 2007 год осталось всего лишь 7 общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения из 504.

25 декабря 2007 года Министром образования Украины подписан Приказ № 1171 относительно внешнего тестирования желающих вступать в Вузы (выпускников общеобразовательных школ) в 2008 году, которым внедрено тестирование исключительно украинским языком (с небольшой отсрочкой в два года)! Таким образом, ученики, которые обучаются на русском языке в Украине, фактически лишены права на высшее образование и дискриминированы по языковому признаку, поскольку они поставлены в неравные конкурентные условия для вступления в университеты с учениками, которые обучаются на государственном языке. Но, министерство образования и науки Украины собирается идти дальше ⎯ полностью украинизировать школы за 2 года, а вузы за 3.

И это при том, что согласно целому перечню международных договоров, ратифицированных Украиной, основное обязательство взятое на себя нашей страной, ⎯ это доступность образования разных уровней на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого. Более того, представители других этносов и культур при этом имеют не просто равные права с большинством населения, а ⎯ государство обязано поддерживать их культуру и языки.
Также в «Конвенции о правах ребенка» (ст. 28) указывается, что «образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности». Такое развитие возможно лишь в том случае, если ребенок получает образование на родном для него языке или на языке его постоянного общения в обществе, то есть на языке, на котором он думает. Данные науки и Международной организации прикладной психолингвистики говорят, что при обучении на неродном языке умственное и общее психическое развитие ребёнка замедляется на 20-45 %.

Именно такое и только такое образование может обеспечить исполнение обязательств, заложенных в ст. 29 «Конвенции о правах ребенка», в которой говорится, что образование ребенка должно быть направлено на «развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объёме».

Но, очевидно что, украинское государство намеренно выбрасывает русскоязычных детей на обочину общества, оставляя им только роль малограмотных париев «титульной нации»! В сфере телевидения и радиовещания установлены искусственные ограничения для теле- и радиоорганизаций (независимо от формы собственности и регионального зрителя) с требованием вести вещание от 75 % до 100 % украинским языком.

При этом в реальном объявлении о конкурсе на получение частот на вещание, опубликованном в газете Голос Украины № 106 (4356) от 5.06.2008, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания требует уже исключительно 100 % ведения передач на украинском языке как для общенационального вещания, так и для регионального и местного. И это для таких регионов как АР Крым, Одесская, Луганская, Харьковская области и других, для большинства населения которых родным языком является русский.

Национальный совет своими решениями № 1787 от 12.12.2007 «Об утверждении положения о порядке лицензирования вещания (кабельного) и осуществления ретрансляции телерадиопрограмм и передач» и № 439 от 27.02.2008 «О внесении изменений в Положение о порядке лицензирования вещания (кабельного) и осуществления ретрансляции телерадиопрограмм и передач» фактически запретил русскоязычные каналы в кабельных сетях Украины. Хотя в тоже время разрешил вещание порнографическим каналам.

Показательной является ситуация с крымским Транс-М радио. Нацсовет трижды выносил предупреждения компании и трижды суд признавал их незаконными. Но сейчас компанию лишают лицензии на основании тех же предупреждении, отмененных судом!
Можно констатировать, что русский язык вытеснен из сферы телевидения и радиовещания и является в Украине для нынешней власти страшней порнографии!

Министерством культуры и туризма Украины фактически запрещен фильмопрокат на русском языке, региональных языках или языках меньшинств.

Министерством транспорта Украины русский язык полностью запрещен на транспорте!

Министерство юстиции Украины заявило, что все последние акты, уничтожающие русский язык вообще, не касаются прав человека и не подлежат государственной регистрации!

Административное и гражданское судопроизводство ведётся исключительно на украинском языке. Таким образом, русскоязычные граждане лишены права на судебную защиту!

В украинских правительственных и государственных СМИ проводится масштабная кампания против русского языка и русской культуры!

Все это целиком вписывается в «Концепцию реализации государственной языковой политики», принятую за основу 23 апреля сего года правительством Юлии Тимошенко. Данная Концепция предполагает тотальное изменение законов Украины с плохо прикрытой целью построения в Украине государства с единственным языком — украинским и вытеснение всех остальных языков Украины, прежде всего русского. И это несмотря на то, что русский язык, русская культура являются одним из стрежневых формирующих элементов культуры Украины на протяжении веков, а русский этнос ⎯ государствообразующим народом Украины, что он не единожды доказывал, проливая за нее свою кровь в обороне от бесчисленных врагов, а также голосуя за Независимость Украины в 1991 году.

Для воплощения этой Концепции в жизнь фракция Тимошенко в Верховной Раде уже зарегистрировала законопроект «О языках» и ещё 15 законопроектов о внесении изменений касательно языка в законы Украины. Все эти «инициативы» в Верховной Раде снимают обязательства и гарантии государства Украина на свободное использование и развитие русского языка в государственном управлении, образовании, СМИ, судопроизводстве и др., пока ещё закрепленные в Конституции Украины, в действующем Законе Украины «О языках», в Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств и других международных обязательствах.

Власть вышла на финальный этап хорошо спланированной, организованной атаки на русский язык.

Понятно, что приведенные действия украинской власти по нарушению прав человека на родной язык и культуру в Украине не могли не вызвать широкого общественного резонанса. И 1-го марта 2008 года в г. Северодонецке (Луганская область, Украина) на ІІ-м Всеукраинском съезде депутатов всех уровней свыше 3,5 тыс. депутатов Верховной Рады Украины, местных советов и представителей всех регионов Украины осудили дискриминационные процессы по языковому признаку, которые теперь происходят в нашем обществе, и попытки некоторых политических сил пересмотреть Закон Украины «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств». На съезде также был принят основопологающий документ — «Декларация прав русской культуры и культур других народов Украины», призванный стать главным документом в борьбе местных советов и граждан за свои права на использование родного языка.

Контрольные функции в этом вопросе возложены на создающуюся Всеукраинскую общественную организацию «Совет правозащитников».

Уже есть и первые результаты нашей совместной работы с другими правозащитными организациями Украины. Так, результаты мониторингов в форме доклада были предоставлены в Европейскую комиссию против расизма и нетерпимости, Комитету экспертов Рамочной конвенции Совета Европии о защите национальных меньшинств, Комитету экспертов Европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств, Мониторинговому Комитету Парламентской ассамблеи Совета Европы, Генеральному Секретарю Совета Европы Терри Дэвису, Генеральному комиссару ОБСЕ по правам национальных меньшинств Кнуту Волебеку.

И уже первые выводы Европейской комиссии против расизма и нетерпимости неутешительны для украинской власти. В своем Третьем докладе по Украине принятом 29 июня 2007 года комиссия «рекомендует украинским органам власти обеспечить как можно скорое принятие нового закона о языке, который вполне принимал бы во внимание языковое многообразие Украины, а также привлекать на всех этапах этого процесса представителей групп меньшинств, неправительственные организации, широкую общественность и учесть, насколько это возможно, их точки зрения» (пункт 16). Комиссия также «настойчиво советует украинским органам власти внести поправки в статью 161 Криминального кодекса с целью способствования преследованию кого-либо, кто побуждает к расовой вражде и ненависти и еще раз рекомендует включить в основания для защиты человеческого достоинства и чувств расу, цвет кожи, этническое происхождение и язык».

Также, в результате более чем годовой работы с Министерством иностранных дел Украины удалось достичь включения в проект Нового базового договора между Украиной и Европейским Союзом правозащитных положений и положений о защите прав меньшинств, что открывает новые возможности для общественности в борьбе за свои права.

Но это скорее исключение из правила, и оно добыто в затяжной войне с чиновниками.
Очевидно, что на сегодня воинствующим украинским националистам при власти неведома мировая практика, согласно которой если в стране примерно пять процентов населения говорит на отдельном языке, то за языком этой группы закрепляется тот или иной официальный статус (от регионального до второго государственного). Нашим нынешним властителям пора понять, что попытки уничтожения русской культуры на территории Украины ни к чему не приведут, эти попытки — бесполезная трата наших денег и сил. Более того, они ведут нашу страну к барьеру гражданских конфликтов и выступлений, причины и следствия которых помнят народы Югославии.

Ещё в XVII веке основатель либерализма и демократии Джон Локк сказал, что власть и государство существуют только до тех пор, пока исполняют свою главную и единственную функцию — гарантируют одинаковые права ВСЕХ граждан. Более того, как человек, так и народ имеет полное абсолютное право разорвать свой договор с государством, которое нарушает его права, угрожает его жизни, свободе и поставить другое правление. Этот принцип — принцип народного суверенитета закреплён статьей 5 Конституции Украины.