Методы общественной дипломатии

Немного о дипломатическом протоколе и этикете

Шведов В.И., Чрезвычайный и Полномочный Посланник, профессор
Шведов А.В., журналист

Вспоминается старинный анекдот, который один из авторов услышал очень давно - лет двадцать тридцать назад: «Два дипломата садятся в аэропорту «Шереметьево» в такси на заднее сиденье и делятся последними впечатлениями.

Три дня назад был на приеме у Лорда Чарльза, - говорит один из них, - и, представляешь, какой ужас, у графа Липмена манжеты оказались на полтора сантиметра длиннее, чем сейчас принято. Какой позор.

А я намедни, - продолжает другой, - на званом обеде у французского посла видел, как жена испанского военного атташе перепутала вилочку для улиток с вилочкой для фруктов. Ну, просто ужас.

И тут таксист ехидно «встрял»: Мужики, ничего, что я к Вам спиной сижу?»

Кстати, в приведенном анекдоте, помимо юмора, можно проследить и некоторую иронию по поводу важности вопросов дипломатического протокола и этикета в целом. Может быть, дипломатический этикет, действительно, давно превратился в несущественный, лишний, смешной, а порой и мешающий компонент межгосударственного общения? Не зря же все более популярной формой встреч между руководителями различных государств становятся более демократичные и неформальные встречи «без галстуков». Или такой подход слишком упрощает дело? И на самом деле этим «встречам без галстуков» предшествует серьезнейшая подготовительная работа с использованием апробированных многими десятилетиями норм и традиций дипломатического протокола.

Этикет является одним из важных феноменов человеческой культуры. Его роль в обществе всегда была велика. Историки и специалисты по этикету по-разному интерпретируют вопрос о том, какой этикет появился первым - дипломатический или придворный. Одни утверждают, что сначала появился дипломатический, уже тогда помогавший регулировать отношения между государствами. Другие говорят, что дипломатический этикет образовался на основе придворного, поскольку именно при дворах императоров, королей и других знатных особ формировались многочисленные этикетные правила и ритуалы. А ведь существовали и продолжают существовать и другие виды этикета. Например, военный или деловой, или этикет для служителей церкви. В XIII веке испанский священник Педро Альфонсо написал книгу по правилам поведения для священнослужителей и монахов «Дисциплина клерикалис», на основе которой в дальнейшем были созданы пособия по гражданскому этикету в основных европейских странах.

Все виды этикета развивались, детализировались и совершенствовались в зависимости и в контексте общественно-исторического развития различных государств и международного сообщества в целом. Они всегда были взаимозависимы и взаимодополняемы. На развитие этикета огромное влияние оказали этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, а также национальные обычаи и традиции разных стран. А некоторые нормы этикета до сих пор являются исключительно «национальными». В Японии, например, правилом хорошего тона является ритуальное извинение перед гостями за скудное угощение при ломящемся от яств столе. В Англии же все беседы, как правило, начинаются с обсуждений погоды. Некоторые нормы этикета прошлого изменились почти до неузнаваемости, другие исчезли вместе с породившими их условиями, а какие-то продолжают существовать до сегодняшнего дня. Не нужно забывать и то, что к двадцатому столетию, не говоря уже о двадцать первом, многие правила этикета «демократизировались» и перестали оставаться прерогативой только высших слоев общества. Правила хорошего тона существовали испокон веков, регулируя отношения высших и низших, старших и младших, мужчин и женщин, «своих» и «чужих». Во время застолий в древнем Риме самым почетным считалось место справа от хозяина. Особо важных гостей на императорских пирах принимал и рассаживал сам император. Впрочем, их сначала тщательно обыскивали на предмет наличия оружия. Существовали и ритуалы по приему иностранных гостей. В ХI — ХIII веках можно говорить о постепенно складывающейся системе этикетных правил. В частности, уже тогда в ходе трапез вошли в обиход столы вытянутой формы или столы в форме букв П или Т. Заметьте, что эти традиции существуют до сих пор. Положение гостя определялось близостью к месту хозяина. Кстати, в те времена индивидуальных столовых приборов как таковых еще не было - это понятие появится только к концу XV века, а использование ножа и вилки для еды восходит вообще к XVI веку.

Что же касается широкого распространения хороших манер, то в Европе все началось с Италии эпохи возрождения. А наивысшего расцвета этикет и церемониал достигли во времена французского короля Людовика XIV. Кстати, слово «этикет» (от французского названия карточек — «этикеток») было введено в обиход в ХVII веке именно этим королем, когда на одном из приемов гостям были вручены специальные карточки с перечислением правил поведения. Постепенно стараниями «короля-солнца» церемониал стал регулировать практически любую мелочь. Интересно, что при этом тот же Людовик XIV, в отличие от итальянцев, почему-то не приветствовал употребление вилки, предпочитая видеть придворных берущими пищу руками. Приведем еще несколько примеров, связанных с этикетом различных исторических эпох. Отцу Людовика XIV - соответственно Людовику ХIII - пришлось беседовать с прикованным болезнью к постели кардиналом Ришелье лежа, поскольку король не должен был разговаривать с подданным стоя или сидя, если тот лежит. Или возьмем значительно более ранний исторический пример. Во время битвы при Креси, ставшей одним из важнейших сражений Столетней войны, французские рыцари не посмели первыми обратиться к своему королю, хотя и имели срочное донесение, поскольку существовавшим ритуалом это было запрещено. Когда же король, наконец, заговорил с ними, они долго препирались, кто имеет право первым докладывать королю.

  • Страницы:
  • 1
  • 2
  • 3