Методы общественной дипломатии

Общественная дипломатия и связи с общественностью

Мехонцев  В. В., заведующий кафедрой журналистики и связей с общественностью МГЛУ, академик Международной академии духовного единства народов мира

Паблик рилейшнз, пиар, связи с общественностью, общественные коммуникации — у этого многоликого явления жизни современного общества множество названий. И каждое из них по-своему справедливо, каждое с той или иной степенью полноты характеризует, раскрывает суть и содержание этой сферы деятельности, ставшей особенно популярной в России в последние десять ‑ пятнадцать лет.

Почему же так произошло? Ответ на этот вопрос надо, очевидно, искать в тех изменениях, которые произошли в бывшем советском и нынешнем российском обществе. Вся история мировых паблик рилейшнз показывает, что возникновение их как отдельной сферы человеческой деятельности возможно лишь в условиях демократии, существования гражданского общества и развитой рыночной экономики. Связи с общественностью активно развиваются лишь там, где общество способно влиять на ситуацию. Чем больше способность общества к изменению, активному влиянию в политической и экономической сферах, тем важнее роль PR. Именно связи с общественностью помогают наладить диалог и взаимодействие между гражданами, их объединениями, коммерческими структурами и органами власти. Недаром исследователи отмечают, что в контексте информационно-коммуникативных процессов современного общества возникновение PR как специфической деятельности обусловлено законами, традициями и потребностями самого общества.

Важность связей с общественностью наглядно видна в процессе формирования гражданского общества, где пиар становится не просто подручным средством, а одним из важнейших инструментов регулирования отношений в обществе, одной из возможностей нахождения компромисса по самым острым вопросам взаимодействия официальных или коммерческих организаций и структур с общественностью, с аудиторией или электоратом. И поистине трудно переоценить значение паблик рилейшнз для того, что принято называть «общественной дипломатией», ибо именно связи с общественностью играют роль стропил, несущей конструкции тех самых «мостов», которые соединяют народы и общества, помогая формированию единого «поля», на котором произрастает взаимопонимание и эффективное взаимодействие между народами и странами. Неоценима роль паблик рилейшнз и в случае возникновения конфликтных ситуаций, где технологии пиар зачастую помогают избежать конфронтации, способствуют нахождению возможностей для компромисса и сотрудничества. Но коль скоро PR базируется на особой гражданской культуре общества, это неизбежно порождает определенные проблемы, например, при переносе испытанных зарубежных технологий паблик рилейшнз на российскую и любую другую национально-культурную почву. Таким образом, если говорить о связях с общественностью в контексте общественной дипломатии, нельзя не учитывать и этот фактор.

Если условно разделить пиар по направлениям его применения, можно выделить, например «паблик рилейшнз» в сфере политики, «паблик рилейшнз» в сфере бизнеса и социальные «паблик рилейшнз». В первом случае мы имеем дело с «официальным» PR. Связи с общественностью в управленческих структурах, в государственных учреждениях, в политических партиях, в министерствах и ведомствах, электоральный пиар, связи с общественностью во внешнеполитической сфере и тому подобное. Во втором случае речь идет, прежде всего, о связях с общественностью в экономической области, сфере бизнеса (включая шоу-бизнес), банковской и финансовой отраслях, а также в различных отраслях народного хозяйства. Что касается третьего направления, то к нему можно отнести PR в социокультурной сфере (образование, наука, культура, спорт и т. д.), пиар общественных ассоциаций, разного рода неправительственных организаций и т. п.

Естественно, к рассматриваемой в данной статье теме имеет непосредственное отношение, скорее всего, именно третье направление, ибо общественная дипломатия - прерогатива вышеупомянутых организаций, выражающих интересы и чаяния широких кругов общественности. Правда, с достаточной долей допущения можно отнести к общественной дипломатии и некоторые виды деятельности государственных организаций. Например, организационно входящий в состав МИД РФ ССОд в силу своего предназначения в полной мере занимается проведением в жизнь принципов общественной дипломатии, понимаемых весьма широко.

Однако нам представляется более интересным и перспективным рассмотреть роль и значение неправительственных структур, обществ и ассоциаций, а также образовательных учреждений, чья деятельность осуществляется на поле взаимодействия с подобными себе структурами в других странах. Основное содержание этого взаимодействия можно терминологически определить как общественную дипломатию, которая при определенных условиях и в определенной ситуации может оказаться даже гораздо эффективнее дипломатических усилий официальных, государственных организаций, уполномоченных заниматься этой деятельностью. И подобных примеров в современном мире можно отыскать немало. В данной статье мы коснемся роли и значения связей с общественностью образовательной сферы в реализации идей и принципов общественной дипломатии.

Казалось бы, ну что может объединять такие понятия, как образование и общественная дипломатия? Где точки их соприкосновения и есть ли они? Оказывается, есть. И людям, работающим в образовательной сфере (к которым относится и автор статьи), это вполне очевидно. Конечно же, можно говорить и об обмене студентами и преподавателями между вузами разных стран, о заграничных стажировках, внешней мобильности, которая предусматривается набирающим силу, хотя и небесспорным Болонским процессом. Ясно, что в ходе таких обменов и поездок их участники лучше узнают своих зарубежных партнеров, учатся выстраивать с ними отношения на основе взаимопонимания и, в конечном итоге, способствуют продвижению имиджа своей страны — то есть фактически занимаются тем, что входит в сферу общественной дипломатии. Но в упомянутой выше связке «образование» — «общественная дипломатия» мне представляется важным выделить еще один аспект: связующую роль паблик рилейшнз.

  • Страницы:
  • 1
  • 2
  • 3